Доклад "«Правоприменительная практика Северо-Осетинского УФАС России при осуществлении контроля в сфере закупок (Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) за 1-ый квартал 2019 года»"
21 апреля 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

ДОКЛАД

«Правоприменительная практика Северо-Осетинского УФАС России при осуществлении контроля в сфере  закупок (Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

(далее – Закон о контрактной системе)

за 1-ый квартал 2019 года»

 

 Работа территориального органа по рассмотрению жалоб

участников закупок

 

        В 1-ом квартале 2019 года в  Северо-Осетинское УФАС России поступило 27 (в 1-ом квартале 2018 года – 44) жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа,  а также конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, при проведении закупок на общую сумму 556 500 000 рублей, в том числе 5 жалоб подано на действия при проведении закупок для федеральных нужд,14 – при проведении закупок для нужд Республики Северная Осетия-Алания, 8 при проведении закупок для муниципальных нужд.

        В результате рассмотрения по существу обоснованными признано 16 жалоб, то есть 59 (52) % поступивших в указанном  периоде жалоб, при проведении закупок на общую сумму 357 231 000 рублей, выявлено 37 (56) нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

        По результатам рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок заказчикам выдано 13 (15)  предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок,  которые исполнены в установленный срок.

        К основным видам нарушений, выявленных в 1-ом квартале 2019 года по итогам рассмотрения жалоб, по прежнему относятся:

        - описание объекта закупки с нарушением требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок;

- нарушение порядка отбора участников закупки;

- установление  требования к услугам, которые повлекли за собой ограничение количества участников закупки, и т.д.

Так, в 1-ом квартале 2019 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба  индивидуального предпринимателя Кудаева Т.А. на действия муниципального заказчика - Администрации местного самоуправления Ирафского района Республики Северная Осетия - Алания  при осуществлении закупки на выполнение работ по ремонту улицы Бр. Албегоновых от ул. С. Цориева до ул. А. Фадзаева (а\б покрытие) в с.Чикола (электронный аукцион №0310200000319000137) (далее - Аукцион).

В ходе рассмотрения жалобы был выявлен целый ряд нарушений Законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок. Так:

1. В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Из части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Пунктом 1 Технического задания Аукционной документации (далее - ТЗ) установлено, что при выполнении работ необходимо использовать хризотил, в описании характеристик которого, помимо прочего указано, что массовая доля влаги в хризотиле не должна превышать 3%; гарантированный минимальный остаток волокна на основном сите контрольного аппарата не более 65%; массовая доля фракции менее 0,4 мм не более 24*%; массовая доля фракции более 1,18 мм не менее 4*%; частицы сопутствующей породы размером более 0,4 мм и менее 4,8 мм не более 1,8*%; массовая доля фракции менее 0,075 мм не более 76*%; удельная эффективная активность природных радионуклидов Аэфф в хризотиле не должна превышать 370 Бк/кг.

Инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе установлено, что предложение участника в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей, позволяющие идентифицировать объект закупки, в том числе при приемке товара.

При этом, подпунктом «б» пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и абзацем «б» подпункта 2 пункта 6.1 части 6 Аукционной документации установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе, при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

То есть, Заказчик в документации об Аукционе установил требования к описанию участниками закупки объекта закупки, в том числе сведений о химическом составе и компонентах товара, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что в свою очередь обязывает потенциальных участников Аукциона иметь в наличии товар на момент подачи заявки на участие в Аукционе.

Аналогичные требования установлены Заказчиком в ТЗ ко множеству товаров, используемых при выполнении работ.

Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Аукционной документации подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, ограничивает доступ к участию в закупке и количество участников закупки.

То есть, Аукционная документация не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

2. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Частями 3 и 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Однако, в нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в Извещении о проведении Аукциона установлено, что дата и время окончания предоставления разъяснений положений Аукционной документации 04.03.2019 года 18:00, при этом дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе – 07.03.2019 года 09 часов 00 минут.

То есть, срок, установленный в Извещении для предоставления разъяснений положений Аукционной документации не соответствует сроку, установленному частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

3. Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Извещением о проведении Аукциона, опубликованном в ЕИС 20.02.2019 года, установлено, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 680 108 рублей 00 копеек.

При этом, Извещением также установлено, что дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе – 07.03.2019 года 09 часов 00 минут.

То есть, Извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС за 14 дней до даты проведения Аукциона, что не соответствует требованиям части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.

4. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;

3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;

5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;

7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.

Пунктом 10.2 проекта контракта установлено, что в случае действия обстоятельств непреодолимой силы срок исполнения настоящего Контракта сторонами отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют обстоятельства непреодолимой силы и их последствия.

Однако статья 95 Закона о контрактной системе не содержит такого основания для изменения существенных условий контракта, как наступление действия обстоятельств непреодолимой силы.

То есть, Аукционная документация не соответствует требованиям статьи 95 Закона о контрактной системе в части возможности изменения существенных условий Контракта по основаниям, не предусмотренным Законом о контрактной системе.

В результате, жалоба была признана обоснованной, а заказчику  - АМС Ирафского р-на РСО-Алания выдано предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, которое исполнено в установленный срок.

 

Работа по осуществлению проверочных мероприятий

 

В 1-ом квартале 2019 года  Северо-Осетинским УФАС России проведено 11   внеплановых проверок осуществления  закупок.

 

В ходе проведения проверок  было проверено 343  закупки на общую сумму 105122575 рублей, выявлено 351 нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

По результатам проведения  проверок в указанном периоде выдано 2 предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, которые исполнены в срок.

 

Так, в марте 2019 года по обращению ООО «Севосетинстрой» была проведена внеплановая камеральная проверка осуществления Отделом капитального строительства Администрации местного самоуправления Правобережного района РСО-Алания (далее – ОКС Правобережного района, Заказчик) и Управлением Республики Северная Осетия – Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее – Управление РСО-Алания) электронного аукциона №0310200000319000034 на выполнение работ по текущему ремонту дороги по улице Менделеева в г.Беслан.

В ходе проведения проверки было установлено, что 07 февраля 2019 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) Управлением РСО-Алания размещено  извещение о проведении электронного аукциона №0310200000319000034 на выполнение работ по текущему ремонту дороги по улице Менделеева в г.Беслан и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная 07.02.2019г. врио начальника ОКС Правобережного района (далее – Аукционная документация).

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Пунктом 5 Информационной карты Аукционной документации установлено, что поставщик обязан  выполнить работы, являющиеся объектом закупки в сроки, объеме и качестве, а также с учетом требований и условий, которые определены аукционной документацией, техническим заданием, локальным сметным расчетом и проектом контракта. Требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, состав работ  и требования к результатам работ установлены в техническом задании и сметном расчете.

Так, согласно Техническому заданию Аукционной документации, в ходе исполнения контракта необходимо использовать:

- Битум  ГОСТ 22245-90: Глубина проникновения иглы, 0,1 мм при 25 °С от 61. Глубина проникновения иглы, 0,1 мм при 0 °С не менее 20. Температура размягчения по кольцу и шару не ниже 43°С. Растяжимость при 25 °С не менее 55 см. Растяжимость при 0 °С не менее 3,5 см. Температура вспышки не ниже 230°С. Глубина проникновения иглы, 0,1 мм при 25 °С до 130. Температура хрупкости не выше (-15 °С). Изменение температуры размягчения после прогрева не более 5°С.;

- Смесь асфальтобетонная ГОСТ 9128-2013  (по  позиции 2, 3, 6):  Зерновой состав минеральной части: содержание зерен размером не более 0,071 мм от 2% по массе. Зерновой состав минеральной части: содержание зерен размером не более 0,16 мм от 5% по массе. Зерновой состав минеральной части: содержание зерен размером не более 0,315 мм от 8% по массе. Зерновой состав минеральной части: содержание зерен размером не более 0,63 мм от 10 % по массе. Зерновой состав минеральной части: содержание зерен размером не более 1,25 мм от 16% по массе. Остаточная пористость св. 5,0%. Зерновой состав минеральной части: содержание зерен размером не более 40 мм от 90% по массе. Зерновой состав минеральной части: содержание зерен размером не более 20 мм от 75% по массе. Зерновой состав минеральной части: содержание зерен размером не более 15 мм от 64% по массе. Зерновой состав минеральной части: содержание зерен размером не более 10 мм от 52% по массе. Зерновой состав минеральной части: содержание зерен размером не более 5 мм от 40% по массе. Зерновой состав минеральной части: содержание зерен размером не более 2,5 мм от 28% по массе. Средневзвешенное содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в смеси фракций щебня и гравия не более 35% по массе. Зерновой состав минеральной части: содержание зерен размером не более 0,071 мм до 8% по массе. Пористость минеральной части асфальтобетонов не более 23%. Зерновой состав минеральной части: содержание зерен размером не более 0,315 мм до 37% по массе. Зерновой состав минеральной части: содержание зерен размером не более 0,16 мм до 20% по массе. Зерновой состав минеральной части: содержание зерен размером не более 0,63 мм до 60% по массе. Зерновой состав минеральной части: содержание зерен размером не более 1,25 мм до 60% по массе. Зерновой состав минеральной части: содержание зерен размером не более 2,5 мм до 60% по массе. Остаточная пористость до 10,0%. Зерновой состав минеральной части: содержание зерен размером не более 40 мм до 100% по массе. Зерновой состав минеральной части: содержание зерен размером не более 20 мм до 100% по массе. Зерновой состав минеральной части: содержание зерен размером не более 15 мм до 100% по массе. Зерновой состав минеральной части: содержание зерен размером не более 10 мм до 88% по массе. Зерновой состав минеральной части: содержание зерен размером не более 5 мм до 60% по массе и т.д.;

Аналогичные требования установлены Заказчиком по иным позициям на протяжении всего Технического задания Аукционной документации.

При этом, Инструкцией по заполнению заявки Аукционной документации установлено, что «предложение участника в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей, позволяющие идентифицировать объект закупки, в том числе при приемке товара. Не допускается наличие неопределенности в значениях или множественность значений, свойственных модельному ряду закупаемых товаров, если иное прямо не предусмотрено настоящей инструкцией или непосредственно описанием объекта закупки. Участнику следует учесть, что показатели, в зависимости от настоящей инструкции, могут иметь как одно точное конкретное значение, так и конкретное диапазонное значение. Также участнику следует учесть, что если какой-либо показатель не применим для определенного типа товара, предлагаемого участником, он должен отразить в заявке, что данный показатель не применим (не нормируется). В случае если установлены требования к показателю товара в виде единого диапазона значений, однако показатель характеризует различные варианты исполнения товара, требуемые заказчику, участник в заявке должен указать значение данного показателя для каждого из требуемых типов товара или одно значение для всех типов товаров, если оно одинаково и не противоречит нормативно-технической документации на товар, наименованию и описанию объекта закупки. При подаче предложения в отношении описания объекта закупки, в частности – требуемых характеристик применяемых товаров, участниками должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей), соответствующие установленным заказчиком. Изменение наименований показателей и наименований товаров не допускается. Конкретизации подлежат только значения показателей».

То есть,  Заказчик в документации об Аукционе установил требования к описанию участниками закупки объекта закупки, в том числе сведений о химическом составе и компонентах товара, показателях технологии производства, испытаниях товара, и иные показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что в свою очередь обязывает потенциальных участников Аукциона иметь в наличии товар на момент подачи заявки на участие в Аукционе.

Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Аукционной документации  подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, ограничивает доступ к участию в закупке и количество участников закупки.

То есть, Аукционная документация не соответствовала требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

По указанному факту заказчику – ОКС АМС Правобережного района РСО-Алания было выдано предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, которое исполнено в установленный срок.

 

 

 

 Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков

 

        За 1-ый квартал 2019 года в Северо-Осетинское УФАС России  поступило 5   обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупок, уклонившихся от заключения государственных контрактов, в связи с односторонним расторжением государственного или муниципального контракта и в связи с расторжением контракта в судебном порядке. Из них 1 обращение удовлетворено и сведения о недобросовестном поставщике включены в  реестр, по 4 обращениям было отказано во включении сведений  в реестр недобросовестных поставщика, выявлено одно нарушение порядка расторжения контракта в одностороннем порядке.

Всего по состоянию на 01.04.2019 года  в реестре недобросовестных поставщиков содержатся сведения о 18  недобросовестных поставщиках, включенных Северо-Осетинским УФАС России.

        В отчетном периоде 2 решения Северо-Осетинского УФАС России о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков обжаловано в суд, однако оба решения признаны судом законными.

        Так, Северо-Осетинское УФАС России рассмотрело  обращение государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Северная Осетия – Алания  (далее – ГУ-РОФСС РФ по РСО-Алания) о включении сведений об ООО «Прима Корлайн» в реестр недобросовестных поставщиков.

В ходе рассмотрения обращения установлено, что            31 июля  2018 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) ГУ-РО ФСС РФ по РСО-Алания разместило Извещение о проведении электронного аукциона   № 0210100000118000114  на   выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов в 2018 году ортопедической обувью (обувь для детей) (далее – Аукцион) и документацию для проведения указанного Аукциона, утвержденную  заместителем управляющего ГУ-РО ФСС РФ по РСО-Алания 30 июля  2018 года  (далее – Аукционная документация).

         Согласно  Протоколу№1/87- ЭА(129)  рассмотрения заявок на участие в Аукционе  № 0210100000118000114,  до окончания срока подачи заявок поступило две заявки на участие в Аукционе, которые были допущены к участию в Аукционе.

Согласно Протоколу3/87- ЭА(129)  подведения итогов Аукциона от 14.08.2018г. победителем Аукциона, заявка на участие в Аукционе которого соответствует требованиям Аукционной документации с ценой контракта 687661,02 руб. было признано ООО «Прима Корлайн».

На основании указанного Протокола ГУ-РО ФСС РФ по РСО-Алания заключило 28.08.2018 года с ООО «Прима Корлайн» государственный  контракт №151-ООД на   выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов в 2018 году ортопедической обувью (обувь для детей) (далее – Контракт).

Согласно п.2.1 Контракта Исполнитель обязуется выполнить работы по обеспечению Получателей ортопедической обувью (обувь для детей), предусмотренные Техническим заданием, а Заказчик обязуется оплатить выполнение работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.

Согласно Техническому заданию Исполнитель обязуется выполнить работы по обеспечению Получателей ортопедической обувью (обувь для детей) в количестве 500 полупар. Срок выполнения работ по изготовлению ортопедической обуви составляет 25 календарных дней со дня обращения инвалида (при наличии направлений Заказчика). Работы будут выполнены в полном объёме до 25 декабря 2018 года.

Однако,  по состоянию на 29.11.2018 года изготовлено Исполнителем 124 полупары обуви из 500 полупар, предусмотренных Контрактом. Срок изготовления ортопедической обуви нарушен по 450 полупарам.

ГУ-РО ФСС РФ по РСО-Алания направило письма  в адрес Исполнителя ( № 01-11/1501-1813 от 04.09.2018 года, №11-11/1511-2624 от 08.11.2018 г., №01-11/151-2729 от 21.11.2018 года) с требованием обеспечить своевременное исполнение обязательств по Контракту.

Однако ГУ-РО ФСС РФ по РСО-Алания по настоящее время не получило ответы на указанные письма.

 

 

 

Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта только по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В силу ч. 12 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

В соответствии с пунктом 11.1. Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.

29.11.2018 года на основании  части 9 статьи 95Закона о контрактной системе и пункта 11.1 Контракта ГУ-РО ФСС РФ по РСО-Алания приняло решение об одностороннем отказе  от исполнения Контракта, которое было  направлено в адрес ООО «Прима Корлайн» заказным письмом  и получено им 03 декабря 2018 года.

 Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с частью 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.

      Так, по состоянию на 14.12.2018г нарушение условий Контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения ООО «Прима Корлайн» не были  устранены.

     То есть, Решение ГУ-РО ФСС РФ по РСО-Алания о расторжении в одностороннем порядке Контракта вступило в законную силу 14.12.2018 года.

      Каких либо объяснений ООО «Прима Корлайн» не представило.

      Согласно пункту 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 №1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила), уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.

 Пунктом 12 Правил установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.

Оценка всех фактических обстоятельств дела в совокупности свидетельствовала о том, что ООО «Прима Корлайн» не предприняло достаточных действий, направленных на исполнение контракта и подтверждения своей добросовестности.

Согласно ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе в Реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, с которыми контракты расторгнуты в одностороннем порядке.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 104 Закона о контрактной системе, и пунктом 12 Правил Комиссия Северо-Осетинского УФАС России решила включить сведения об обществе с ограниченной ответственностью «Прима Корлайн»,  предусмотренные статьей 104 Закона о контрактной системе,  в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.

 

 

 

 

 

 Практика по выявлению административных правонарушений и привлечения к административной ответственности

 

        В 1-ом квартале 2019  года Северо-Осетинским УФАС России возбуждено 99 дело об административном правонарушении в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, в том числе 12 дел по статье 7.29 КоАП РФ, 67  дел – по статье 7.30 КоАП РФ, 9 дел - по статье 7.31 КоАП РФ, 1 дело - по статье 7.32 КоАП РФ, 1 – по статье 7.32.5 КоАП РФ, 1 дело – по статье 19.5 КоАП РФ и 3  дела – по статье 19.7.2 КоАП РФ. По итогам рассмотрения указанных дел  выдано 94  постановлений  о наложении административных наказаний в виде штрафов на общую сумму 1357,00 тыс. рублей.  

        В отчетном периоде обжаловано в суд 34 постановления Северо-Осетинского УФАС России о наложении штрафов по делам об административных правонарушениях, из них 14  постановления оставлено в силе, 1 постановление отменено судом в связи с малозначительностью правонарушения, 4 – находится на стадии рассмотрения.

Всего в 1-ом квартале 2019 года  Северо-Осетинским УФАС России взыскано в федеральный бюджет штрафов по нарушениям в сфере закупок  на общую сумму 1290  тыс. руб.

        Так же как и в предыдущем периоде, наибольшее количество постановлений о наложении штрафов – 68 %  выдано по  статье 7.30 КоАП РФ, то есть за   нарушения  порядка проведения закупок.

 

       

 Анализ судебной практики по вопросу  рассмотрения судами ненормативных правовых актов  в сфере закупок

 

        В 1-ом квартале 2019 года 11 решений и предписаний Северо-Осетинского УФАС России, принятых по итогам рассмотрения жалоб было обжаловано в Арбитражный суд РСО-Алания, из них 6 решений и предписаний   Северо-Осетинского УФАС России были признаны законными, 5 решений  находится на стадии рассмотрения.

        За истекший период 2019 года  сложилась интересная судебная практика Северо-Осетинского УФАС России.

        Так,  Арбитражный суд РСО-Алания рассмотрел  заявление ООО «Исток-Строй-Сервис» о признании незаконным решения Северо-Осетинского УФАС России, которое было принято по жалобе этого общества,  признал оспариваемое решение Северо-Осетинского УФАС России законным, и отказал ООО «Исто-Строй-Сервис» в удовлетворении заявленных требований.

Ранее ООО «Исток-Строй-Сервис» обратился в Северо-Осетинское УФАС России с противоречивой по своей сути жалобой на действия Государственного казенного учреждения  «Управление капитального строительства РСО-Алания» (далее – ГКУ УКС РСО-Алания) при проведении закупки на строительство детского сада на 120 мест в с. Мичурино Ардонского района РСО-Алания, указывая в жалобе с одной стороны,  что аукционная документация не содержит сведений о месте выполнения работ, что якобы не позволяет ему просчитать расходы на строительство объекта и сделать предложение по цене контракта, и одновременно утверждая, что на месте строительства детского сада до завершения проведения аукциона уже идут строительные работы.

Рассмотрев указанную жалобу Северо-Осетинское УФАС России признала ее необоснованной, поскольку фактически аукционная документация как раз содержала сведения о месте выполнения строительства детского сада.

Однако, ООО «Исток-Строй-Сервис» не согласилось с указанным решением Северо-Осетинского УФАС России и обжаловало его в Арбитражный суд РСО-Алания.

При рассмотрении дела в Арбитражном суде ООО «Исток-Строй-Сервис» никаких убедительных доказательств по делу представить не смогло, и не убедило суд в обоснованности своих требований.

Примечательно, что согласно требованиям Аукционной документации, участником аукциона могло быть только лицо, у которого имелся опыт выполнения строительных работ за последние 3 года, однако, по сведениям из Реестра контрактов Единой информационной системы в сфере закупок,  у ООО «Исток-Строй-Сервис» нет вообще опыта исполнения государственных или муниципальных контрактов.

То есть, никакие права ООО «Исто-Строй-Сервис»  не могли быть нарушены никакими действиями ни ГКУ УКС по РСО-Алания, ни Северо-Осетинского УФАС России при проведении Аукциона и рассмотрения жалобы.

Следует также отметить, что ранее ООО «Исток-Строй-Сервис» обращался в Центральный аппарат ФАС России  с жалобой на действия сотрудников Северо-Осетинского УФАС России при рассмотрении его жалобы, однако, письмом исх. №ИА/30928-пр/19 от 15.04.2019 года последнему был дан официальный ответ, из которого следует, что ФАС России не усматривает в действиях Северо-Осетинского УФАС России нарушений положений законодательства РФ в сфере закупок.  

 

 

Приложенные файлы
Доклад_за_1_квартал-1556191049.doc (114,5 КБ)
Наверх