Доклад к публичным обсуждениям правоприменительной практики Северо-Осетинского УФАС России «Новшества в законодательстве Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок»
20 июня 2017, 00:00
Тип документа:
Доклады
Подтип документа:
Доклады о контроле соблюдения законодательства о размещении заказов

Доклад «Новшества в законодательстве Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок»

 

Пошел четвертый год, как в Российской Федерации действует Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), основной целью которого является  построение  единой контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

Не смотря на то, что с начала действия Закона о контрактной системе в него были внесены уже десятки изменений, тем не менее,  некоторые его положения еще не вступили в силу, а какие то положения, еще не вступив в силу, уже поменялись. В целом, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок изменяется очень динамично, и очередной пакет изменений в законодательство  вступил  в силу.

Так,:

  1. С 1 мая 2017 года вступили в действие изменения в Закон о контрактной системе,и в частности в часть 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, согласно которым,вслучае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения о том, что участниками закупки могут быть только СМП и СОНО, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней (было 30 дней!!!!)с даты подписания заказчиком документа о приемке.
  2. Также с 1мая 207 года статья 34 Закона о контрактной системе была дополнена новой частью 13.1, согласно которой, срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.  Ранее указанный срок оплаты не регламентировался.

До внесения указанных изменений Закон о контрактной системе не содержал нормы, которая устанавливала бы предельный срок оплаты по всем контрактам. Был определен только срок оплаты по контрактам, заключенным с СМП и СОНКО, - не более 30 дней с даты, когда заказчик подписал документ о приемке.

  1. С 22.02.2017 года вступили в действие изменения Закона о контрактной системе, и в частности действие пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе стало распространяться и на физкультурно-оздоровительные организации, которые теперь смогут осуществлять закупкиу единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые такие заказчики вправе осуществить на основании указанного пункта, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей;
  2. С 09.01.2017 года вступили в действие изменения в статью 31 Закона о контрактной системе, которая устанавливает единые требования к участникам закупок.

Так, согласно указанным изменения, с 09.01.2017 года установлено такое требованиек участникам закупок, как отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята).

5.Кроме того,статья 31 Закона о контрактной системе дополнена новой частью 7.1, согласно которойустановлено такое требование к участникам закупки - юридическим лицам, как не привлечениев течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (незаконное вознаграждение юридического лица).

6.С 01.01.2017 года действие Закона о контрактной системе стало распространяться на  государственные и  муниципальные унитарные предприятия, (за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации).

         Тогда же вступила в действие  новая часть 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе, согласно которой, государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе за исключением закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:

1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами,  субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями;

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия.

7. В 2017 году отменена часть 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, согласно которой в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые были определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставлял отсрочку начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

8. Отменена часть 2.1 статьи 96 Закон о контрактной системе, согласно которой, Правительство Российской Федерации было вправе определить случаи и условия, при которых в 2015 и 2016 годах заказчик имел право не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта.

9. 16 мая опубликовано Постановление Правительства РФ №563, которым утверждены правила заключения госконтрактов на строительство объектов "под ключ", которые  начнут действовать уже с июля.

Для того чтобы заключить контракт на строительство объекта "под ключ", заказчику потребуется:

- заключение по итогам технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в создание объекта;

- решение о заключении контракта.

Положение о проведении указанного аудита также утверждено Постановлением №563.

Согласно положению обоснование инвестиций представляет собой документацию. Ее аудитом будут заниматься органы власти или подведомственные им государственные (бюджетные или автономные) учреждения, госкорпорация "Росатом". Они будут проверять достоверность определения сметной стоимости строительства.

Решение о заключении контракта на строительство объекта "под ключ" будут принимать следующие лица:

- правительство или главный распорядитель средств федерального бюджета - в отношении федеральной собственности;

- высшее должностное лицо субъекта РФ - в отношении региональной собственности;

- глава муниципального образования - в отношении муниципальной собственности.

По новым  правилам в указанный контракт заказчику нужно будет включить ряд условий, в том числе о том, что подрядчик не вправе будет требовать увеличения цены контракта, а заказчик - ее уменьшения. Оно коснется и тех случаев, когда в момент заключения контракта невозможно предусмотреть полный объем работ или расходов.

10. Постановлением  Правительства РФ №570, которые вступили в силу 24 мая 2017 года,  установлены виды и объемы работ по строительству и реконструкции объектов капстроительства, которые подрядчик обязан выполнять самостоятельно без привлечения других лиц.

В указанный  перечень вошли 34 вида работ, среди которых - устройство фундаментов и оснований, возведение несущих конструкций.

Из утвержденного списка заказчик должен будет включать в документацию о закупке возможные виды и объемы работ, подлежащих самостоятельному выполнению.

Конкретные  виды и объемы работ из числа возможных заказчик будет определять по предложению подрядчика и включать их в контракт. Цена этих видов работ исходя из их сметной стоимости в совокупном стоимостном выражении должна составлять:

- не менее 15% от цены контракта - со дня вступления в силу Постановления №570 до 1 июля 2018 года;

- не менее 25% от цены контракта - с 1 июля 2018 года.

Если подрядчик не исполнит надлежащим образом обязательство самостоятельно выполнить указанные работы, ему будет грозить штраф в размере 5% от стоимости этих работ. Соответствующие поправки внесены в Постановление №1063.

 

Приложенные файлы
doklad_novshestva_v_zakonodatelstve_rossiyskoy_federacii_o_kontraktnoy_sisteme_v_sfere_zakupok-1-1519197191.docx (25,0 КБ)
Наверх