Доклад на тему: "Результаты работы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания за истекший период 2020 г."
31 августа 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

Результаты работы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания за истекший период 2020 г.

 

В 2020 г. Северо-Осетинское УФАС России продолжает работу по установленным направлениям деятельности – контроль соблюдения требований антимонопольного законодательства и проведение анализов рынка, рассмотрение жалоб в сфере закупок и торгов, производство по делам об антиконкурентных актах и действиях органов власти и органов местного самоуправления.

Начиная с 3 марта 2020 г. управлением по поручению ФАС России проводился ежедневный мониторинг цен на социально значимые продовольственные товары, а также на медицинские маски. Сотрудники управления выезжали по сигналам граждан на места реализации товаров, пользовавшихся в острый период пандемии повышенным спросом (маски, имбирь, лимоны), проводили разъяснительную работу с торговыми сетями и отдельными продавцами. В режиме семидневной рабочей недели в управлении работала горячая линия для сообщений о завшении цен на указанные товары.

В результате действий, в том числе, сотрудников управления, уровень цен в республике не превысил средние значения по СКФО.

Проводится еженедельный мониторинг розничных цен на нефтепродукты, реализуемые на АЗС. Признаков антиконкурентных соглашений при ценообразовании не зафиксировано. Некоторый рост цен в июле-августе 2020 г. не превышает темпы инфляции.

За период с 01.01.2020 года по 14.08.2020 по данным Росстата цена на автомобильные бензины марок Аи-92 выросла на 2.1%, Аи-95 - на 2,3%, на дизельное топливо - на 0,5% при росте инфляции за аналогичный период 2020 года на 2,9%.

В рамках контроля соблюдения антимонопольного законодательства управлением возбуждено дело по признакам злоупотребления ПАО «Россети-Северный Кавказ» доминирующим положением. Признаки злоупотребления состоят в неисполнении требований правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям.

По подобным же заявлениям потребителей услуг сетевой организации после вмешательства антимонопольного органа ситуация разрешилась в пользу потребителей, с которыми заключались договоры о технологическом присоединении.

В данное время в процессе рассмотрения находятся еще пять дел по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ в отношении ПАО «Россети – Северный Кавказ» по заявлению компании «Тплюс».

Всего за прошедший период но направлению контроля антимонопольного законодательства взыскано 3767 тыс руб., а по всем направлениям взыскано в бюджеты всех уровней 5 472 тыс. руб.

Большую часть работы управления составляло рассмотрение актов и действий органов власти, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.

1. Выявлены признаки ограничения конкуренции в актах АМС г. Владикавказа в сфере организации предоставления ритуальных услуг - в части включения в гарантированный перечень услуг по погребению (предоставляемых безвозмездно) услуги по рытью могилы экскаватором.

Согласно гарантированному Перечню, стоимость услуги по погребению умершего составляет 1209 руб. и предусматривает рытье могилы экскаватором.

Между тем, Перечень, гарантируя безвозмездный характер оказания услуги по погребению, не предусматривает возможности оказания данной услуги путём копки могилы вручную, поскольку указанным постановлением АМС г. Владикавказа было предусмотрено исключительно рытье экскаватором.

Установив в гарантированном перечне услуг по погребению ограничения в виде копки могил экскаватором, АМС г. Владикавказа исключила возможность получения данной услуги по гарантированному перечню на территории кладбищ, на которых копка могил возможна лишь вручную, поскольку другим распоряжением деятельность по захоронению запрещалось вести иным субъектам, кроме муниципального предприятия.

Таким образом, услуга по погребению путем копки могилы экскаватором не соответствовала действующему законодательству и препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке.

Кроме того, 28.05.1998 года АМС г. Владикавказа была издано распоряжение №275 согласно которому была запрещена копка могил внутри оград старых захоронений и между существующими могилами в черте кладбищ лицами, не работающими в объединении ритуальных услуг.

Тем самым АМС г. Владикавказа ограничивает права граждан на выбор организации, оказывающей ритуальные услуги и препятствует хозяйствующим субъектам к осуществлению деятельности на данном рынке, что является признаком ограничения конкуренции.

Наделение МУП «Похоронное обслуживание» исключительными полномочиями по осуществлению погребения приводило к нарушению антимонопольного законодательства.

АМС г. Владикавказа были выданы предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путём отмены вышеуказанных актов АМС г. Владикавказа. Оба предупреждения выполнены.

2. Управлением выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Управления благоустройства и озеленения АМС г. Владикавказа при выдаче муниципальных заданий. Так, на протяжении ряда лет деятельность по уборке улиц, а также по отлову и содержанию безнадзорных животных осуществляется муниципальными учреждениями на основании муниципальных заданий. Между тем, муниципальное задание выдается исключительно на оказание муниципальных услуг, а уборка улиц и отлов животных являются видами хозяйственной деятельности и потребностью города Владикавказ, подлежащей обеспечению путем проведения публичных процедур в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок.

Орган местного самоуправления не исполнил направленные предупреждения, по данной причине управлением возбуждены и рассматриваются два дела о нарушении требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (антиконкурентные акты и действия органов власти).

3. Управление выявило нарушение требований федерального закона при создании унитарного предприятия.

Северо - Осетинским УФАС России установлен факт создания Администрацией местного самоуправления муниципального образования Пригородный район Республики Северная Осетия – Алания 10.01.2020 года муниципального унитарного предприятия «Центр муниципального заказа Пригородного района».

Согласно Уставу предприятия, основным видом его деятельности является деятельность по складированию и хранению. Дополнительными видами деятельности МУП «Центр муниципального заказа Пригородного района», согласно выписке из ЕГРЮЛ, являются:

- торговля оптовая фармацевтической продукцией;

- торговля оптовыми изделиями, применяемыми в медицинских целях,

- торговля оптовая техникой, оборудованием и инструментами, применяемыми в медицинских целях;

- торговля оптовая прочими машинами, приборами, аппаратурой и оборудованием общепромышленного и специального назначения.

С 08.01.2020г. введён общий запрет на создание унитарных предприятий и определён закрытый перечень исключений из общего запрета.

В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и частью 1 статьи 35.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не допускается создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, за исключением отдельных случаев создания унитарных предприятий. При этом, виды деятельности МУП «Центр муниципального заказа Пригородного района» под такие исключения не подпадали.

Нарушение органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными организациями, уполномоченными на осуществление действий по созданию унитарных предприятий, запрета, установленного статьёй 35.1 Закона о защите конкуренции, является основанием для квалификации указанных действий как нарушение пункта 11 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Северо – Осетинское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдало Администрации местного самоуправления Пригородного района Республики Северная Осетия – Алания предупреждение о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путём ликвидации либо реорганизации муниципального унитарного предприятия «Центр муниципального заказа Пригородного района».

В сфере контроля рекламы в 2020 г. рассмотрено 4 дела по фактам ненадлежащей рекламы финансовых услуг (предоставления займов.

В нарушение части 13 статьи 38 Закона о рекламе индивидуальный предприниматель посредством опубликования рекламных объявлений в газете привлекал внимание потребителей к данной услуге. Между тем, указанная норма устанавливает прямой запрет на рекламу потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению займов.

  • рекламораспространитель (газета и ее руководитель) привлечены к ответственности в виде штрафов на общую сумму 486 тыс. руб.

 

 

Контроль в сфере закупок (Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за 1- ое полугодие 2020 года

 

Работа территориального органа по рассмотрению жалоб

участников закупок

В 1-ом полугодии 2020 года в Северо-Осетинское УФАС России поступило 229 жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, а также конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, при проведении закупок, в том числе 24 жалобы подано на действия при проведении закупок для федеральных нужд, 156 – при проведении закупок для нужд Республики Северная Осетия-Алания, 49 при проведении закупок для муниципальных нужд.

В результате рассмотрения по существу обоснованными признано 58 жалоб, то есть 25 % поступивших в указанном периоде жалоб, выявлено 86 нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

По результатам рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок заказчикам выдано 49 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, которые исполнены в установленный срок.

Работа по осуществлению проверочных мероприятий

В 1-ом полугодии 2020 года Северо-Осетинским УФАС России проведено 49 внеплановых проверок и 1 плановая проверка осуществления закупок.

В ходе проведения проверок было проверено 1555 закупок, выявлено 303 нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

По результатам проведения проверок в указанном периоде выдано 14 предписаний об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, которые исполнены в срок.

 

Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков

За 1-ое полугодие 2020 года в Северо-Осетинское УФАС России поступило 6 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупок, уклонившихся от заключения государственных контрактов, в связи с односторонним расторжением государственного или муниципального контракта. Из них 2 обращения удовлетворено и сведения о недобросовестных поставщиках включены в реестр, по 4 обращениям было отказано во включении сведений в реестр недобросовестных поставщика, выявлено одно нарушение порядка расторжения контракта в одностороннем порядке.

Всего по состоянию на 01.07.2020 года в реестре недобросовестных поставщиков содержатся сведения о 29 недобросовестных поставщиках, включенных Северо-Осетинским УФАС России.

Практика по выявлению административных правонарушений и привлечения к административной ответственности

В 1-ом полугодии 2020 года Северо-Осетинским УФАС России возбуждено 160 дел об административных правонарушениях в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, в том числе:

8 дел по статье 7.29 КоАП РФ (Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

95 дел – по статье 7.30 КоАП РФ (Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд);

31 дело - по статье 7.31 КоАП РФ (Нарушение порядка ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

4 дела - по статье 7.32 КоАП РФ (Нарушение порядка заключения, изменения контракта);

4 – по статье 7.32.5 КоАП РФ (Нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд);

5 дел – по статье 19.5 КоАП РФ (неисполнение предписания антимонопольного органа).

По итогам рассмотрения указанных дел выдано 134 постановления о наложении административных наказаний в виде штрафов на общую сумму 1827,00 тыс. рублей.

В отчетном периоде обжаловано в суд 25 постановлений Северо-Осетинского УФАС России о наложении штрафов по делам об административных правонарушениях, из них 10 постановлений оставлено в силе, 15 постановлений отменено судом, в том числе в связи с малозначительностью правонарушения.

Всего в 1-ом полугодии 2020 года Северо-Осетинским УФАС России взыскано в федеральный бюджет штрафов по нарушениям в сфере закупок на общую сумму 1480 тыс. руб.

Так же как и в предыдущем периоде, наибольшее количество постановлений о наложении штрафов – 59 % выдано по статье 7.30 КоАП РФ, то есть за нарушения порядка проведения закупок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх