Доклад о деятельности Северо-Осетинского УФАС России по итогам 4 квартала 2018 года
30 ноября 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

Отчет отдела защиты конкуренции на товарных рынках

по итогам работы за 4 квартал 2018 года

 

 

                   Раздел 1.  Антимонопольный контроль

 

1.1 Практика выявления и пресечения нарушений Федерального закона «О защите конкуренции» (далее  - Закон «О защите конкуренции»)

 

За прошедшем периоде 4 квартала  2018 года в   Северо-Осетинское УФАС России поступило  5 заявления на  действия хозяйствующих субъектов злоупотребляющих своим доминирующим положением на рынке.  Из них по 2 заявлениям принято решение об отказе в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства, 3 заявления находится на рассмотрении.

 

 

1.1.1. Практика пресечения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона о защите конкуренции) и злоупотреблений доминирующим положением (статья 10)

 

      Возбуждено 3 дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11  Закона о защите конкуренции (сговор на торгах, дела в стадии рассмотрения), также возбуждено два дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Владикавказ» (начисление долга за период после обращения потребителя об отключении котлов (долг два миллиона) и взымание комиссии за прием платежей за газ с ИП в связи с отсутствием  собственных касс поставщика газа. Дело в отношении  ОАО «РЖД» по признакам нарушения части 1 статьи 10 закона о защите конкуренции -  навязывание невыгодных ценовых условий аренды. Так заявителю (индивидуальному предпринимателю) первоначально установлена цена аренды 210 тыс. руб. за 0,1 Га в год, впоследствии, как указал заявитель,  цена повысилась до 800 тыс. руб. в год., в то время,  как ОАО «РЖД» получило в аренду от Управления Росимущества  1250 Га за  122 тыс. руб. (2015 г.), , в 2018 г. размер арендой платы составил  142 т.р.в год за 1250 Га. Северо-Осетинское УФАС усматривает в таких действиях ОАО «РЖД» признаки злоупотребления доминирующим положением. Рассмотрение дела продолжается.

 

 

1.2. Отдельные виды государственного антимонопольного контроля

 

В отчетном периоде отделом защиты конкуренции проведен мониторинг цен на авиаперевозки пассажиров группой компаний «Аэрофлот» по маршруту Владикавказ-Москва-Владикавказ. Отделом защиты конкуренции проводится проверка обоснованности установления розничных цен  на нефтепродукты независимыми сетями автозаправочных станций, а также  в ежедневном режиме, в соответствии с Поручением ФАС России от 08.11.18 № ИА /90539-ПР/18.

 

Раздел 3. Практика применения мер административной ответственности в соответствии с требованиями КоАП

 

         В 4 квартале возбуждено и рассмотрено 8 административных дел об административных правонарушениях по части 2 статьи 14.32 КоАП РФ в отношении ООО «М» -817 947 р., ООО «МЮ» - 905 140 р., ООО «РМ» 905 140 р. и ООО «К» - 905 140 р. Должностным лицам данных организаций также назначено административное наказание в виде администартивного штрафа в минимально возможном его размере – 20 000 р., за заключение и участие в в антиконкурентном соглашении.

         По фактам непредставления информации антимонопольному органу возбуждено и рассмотрено 2 дела об административных правонарушениях по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ в отношении ООО «МинБ» (адм. штраф 50 000р.) и ПАО «ВТБ» (адм.штраф 50 000 р.)

         По фактам неуплаты административного штрафа по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 20.25 в 4-ом квартале 2018 года направлено 2 заявления о возбуждении исполнительного производства и составлен 1 протокол.

Всего в 4-ом квартале 2018 года  Северо-Осетинским УФАС России взыскано в федеральный бюджет штрафов за нарушение антимонопольного законодательства (ч.5 статьи 19.8 КоАП РФ)  на общую сумму 10 000 руб.

 

Раздел 6. Практика оспаривания в судебном порядке решений антимонопольного органа по делам о нарушении антимонопольного законодательства и обращения антимонопольных органов в суд
с исковыми требованиями.

 

       15.11.2018 г. Арбитражный суд РСО-Алания отказал ООО «М» в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене решения Северо-Осетинского УФАС России от 15.03.2018 г.  по делу № 02-08/09-12-17.

       15.03.2018 г. антимонопольный орган принял решение о признании ООО «С», ООО «И», ООО «М», ООО «МЮ», ООО «РМ» и ООО «К» нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в части заключения устного соглашения, результатом которого явилось искусственное снижение начальной (максимальной) цены контрактов при проведении 5 электронных аукционов на поставку медицинских изделий   № 0321200015416000123, № 0310200000316001048, № 0310200000316001985, № 0321200015415000130 и № 0321200015415000118, реализованной единой стратегией поведения (схема поведения «таран»).

       Заключение антиконкурентного соглашения также подтвердилось заявлениями шести Ответчиков, поступившими в УФАС в порядке примечания к статье 14.32 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

       В отношении указанных организаций было возбуждено дело об административном правонарушении, в ходе рассмотрения которого  первая сдавшаяся группа лиц, была освобождена от административной ответственности в полном составе своих участников.  Участники второй группы лиц были привлечены к административной ответственности в минимально возможном ее размере: ООО «М» -817 947 р., ООО «МЮ» - 905 140 р., ООО «РМ» 905 140 р. и ООО «К» - 905 140 р. Должностным лицам данных организаций также назначено административное наказание в виде администартивного штрафа в минимально возможном его размере – 20 000 р.

      Не согласившись с решением антимонопольного управления, Общества оспорили его в Арбитражный суд РСО-Алания.  

       15.11.2018 г. Арбитражный суд РСО-Алания согласился с законностью и обоснованностью решения Северо-Осетинского УФАС России и отказал в удовлетворении заявленных требований

 

Результаты работы отдела контроля органов власти, рекламы и финансовых рынков Северо – Осетинского УФАС России  за прошедший период  4 кв. 2018 года.

Раздел 1. Антимонопольный контроль

 

1.1 Практика выявления и пресечения нарушений Федерального закона «О защите конкуренции»

В отчетном периоде было рассмотрено  2 дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

 

Пример 1

В 2017 году Управлением  благоустройства и озеленения АМС г. Владикавказ заключено 135 муниципальных контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без проведения процедуры торгов на общую сумму 11249238,00 рублей.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе, в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

  Однако, согласно плану-графику №2017011060000060010001, размещенному на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, совокупный годовой объем закупок Управления в 2017 году составил 205 891 642, 20 рублей. В свою очередь пять процентов от этой суммы составляет 10294582,11 рублей.

         Таким образом, в 2017 году, Управление, в нарушение пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в период с 15.12.2017г. по 25.12.2017г., осуществило закупки товаров, работ или услуг на сумму, не превышающую по каждому контракту ста тысяч рублей, в размере 9546560, 00 рублей превышающем пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика (11249238 – 10294582,11 = 954656).

Согласно частям 1-2 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Работы по благоустройству территории многоквартирного дома (установка скамеек и урн) являются конкурентным видом деятельности и могут выполняться любым хозяйствующим субъектом.

Поскольку закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с Законом о контрактной системе, следовательно, круг потенциальных участников закупки не может быть ограничен только хозяйствующими субъектами, действующими на территории Республики Северная Осетия - Алания, так в торгах на право заключения договора на выполнение работ по благоустройству территории многоквартирного дома (установка скамеек и урн) по адресу г. Владикавказ, ул. Черняховского26, корп. 1,2,3,4 могли бы участвовать и хозяйствующие субъекты из других регионов Российской Федерации.

Вышеуказанное свидетельствует о негативном влиянии действий Управления на конкуренцию, поскольку исключена возможность иных потенциальных участников товарного рынка претендовать на выполнение указанных работ, тем самым ограничен доступ к данному ресурсу и как следствие это привело к недопущению конкуренции.

Таким образом, действия Управления и ООО «АСК-12+», выразившиеся в недопущении конкуренции на рынке выполнения работ по благоустройству территории во дворе многоквартирного дома (установка скамеек и урн), путем  заключения Договора от 15.12.2017 года №113 без выбора конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя),содержат признаки нарушения  ст.16 Закона о защите конкуренции.

Пример 2

В Северо – Осетинское УФАС России поступила жалоба конкурсного управляющего РГСП «Совхоз «Бесланский» Мусалавовой С.К. (вх.3308э. от 22.08.2018г.) на действия Администрации местного самоуправления Правобережного района РСО-Алания.

28.12.2017г. АМС Правобережного района РСО-Алания на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru было размещено извещение №281217/0980976/02 об аукционе по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 15:03:0040101:18 из земель Правобережного района РСО-Алания.

Согласно извещения о проведении аукциона дата проведения аукциона - 02.02.2018г. Дата окончания приема заявок - 27.01.2018г.

Согласно п. 4 ст.39.12 ЗК РФ, прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

В нарушение указанной нормы прием заявок на участие в аукционе прекратился ранее, чем за пять рабочих дней до дня проведения аукциона.

Согласно извещения о проведении аукциона приема заявок должен был прекратиться - 27.01.2018г.

Однако, согласно протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе от 29.01.2018г. №А-09.17 по продаже права на заключение договора аренды вышеуказанного земельного участка, прием заявок на участие  в аукционе прекратился 26.01.2018г. то есть за семь дней до дня его проведения.

Согласно п. 9 ст.39.12 ЗК РФ, организатор аукциона ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, допущенных к участию в аукционе и признанных участниками аукциона, датах подачи заявок, внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в нем. Заявитель, признанный участником аукциона, становится участником аукциона с даты подписания организатором аукциона протокола рассмотрения заявок. Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе подписывается организатором аукциона не позднее чем в течение одного дня со дня их рассмотрения и размещается на официальном сайте не позднее чем на следующий день после дня подписания протокола, однако указанный протокол по состоянию на 08.11.2018г. на официальном сайте торгов не размещен.

Согласно п.16 ст.39.12 ЗК РФ, протокол о результатах аукциона размещается на официальном сайте в течение одного рабочего дня со дня подписания данного протокола, в нарушение данной нормы информация о результатах аукциона не была размещена на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru.

Согласно ч. 2 ст.17 Закона о защите конкуренции, наряду с установленными ч.1 указанной статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

 Таким образом, действия АМС Правобережного района РСО-Алания выразившиеся в сокращении срока подачи заявок на участие в аукционе, и тем самым ограничению доступа хозяйствующих субъектов к участию в торгах, нарушили требования ч.2 ст.17 Закона о защите конкуренции

Раздел 2. Контроль рекламной деятельности.

За отчетный период Северо-Осетинским УФАС России было рассмотрено 2 дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.

 Пример 1

На стр. 16 (рубрика «Разное») номера № 95(2422) газеты «Владикавказ» от 04.09.2018года,  была опубликована  статья: «Почта России» объявляет о старте подписной компании на первое полугодие 2019 года».

         Указанная статья направлена на привлечения внимания к услугам «Почты России».

Статья  ««Почта России» объявляет о старте подписной компании на первое полугодие 2019 года» являлась рекламной, поскольку была адресована неопределенному кругу лиц, содержание рекламы было направлено на привлечение внимания к объекту рекламирования, а именно - услугам Почты России по подписке и доставке периодических печатных изданий на первое полугодие 2019 года.

          Согласно статье 16 Закона о рекламе, размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.

           Однако, рекламная статья «Почта России» объявляет о старте подписной компании на первое полугодие 2019 года» не содержит пометки «реклама» или пометки «на правах рекламы», как того требует статья 16 Закона о рекламе.

           Газета «Владикавказ» - лицо, опубликовавшее рекламную статью тиражом 1083 экз., то есть являлось рекламораспространителем.    

  Таким образом, действия ВМБУ газета «Владикавказ», а также его должностных лиц, выразившиеся в публикации 04.09.2018 года в № 95(2422) газеты «Владикавказ»,  рекламной статьи  «Почта России» объявляет о старте подписной компании на первое полугодие 2019 года», без сопровождения пометки «реклама» или «на правах рекламы», нарушили требования ст. 16 Закона о рекламе.

 

Пример 2

В целях осуществления государственного контроля соблюдения требований Закона о рекламе, Инспекцией Управления по проверке соблюдения законодательства о рекламе, произведен осмотр наружной рекламы, расположенной по адресу: г.Владикавказ, пересечение улиц Калинина и Доватора. Вдоль проезжей части на рекламной конструкции (щите) по ул.Калинина/Доватора размещена реклама ООО «Эльдорадо», (ОГРН:5077746354450, ИНН:7715641735 , юридический адрес: 125493, г.Москва, ул.Смольная, д.14), (далее – ООО «Эльдорадо», Общество)  следующего содержания:

«ЭЛЬДОРАДО, СКИДКИ для своих…, Led телевизор SonyDL40RE353BR, 27999р, 21999р…».

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе - не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Из формы подачи и смысла рекламной информации следует, что рекламируемая акция Общества направлена на стимулирование продаж, в том числе путем проведения акции: «Суперцены для своих»

При этом, информация о сроке (периоде) проведения скидок и условиях нечитаемая.

ООО «Эльдорадо», как рекламодатель, не обеспечило достоверность рекламной информации, и способствовало распространению ненадлежащей рекламы, поскольку в представленной рекламе информация об условиях проведения акции нечитаемая,  тем самым вводятся в заблуждение потребители рекламы, что является нарушением части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Действия ООО «Эльдорадо», выразившиеся в распространение ненадлежащей рекламы, нарушили требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

 

 

5.4. Практика по выявлению административных правонарушений и привлечению к ответственности

 

За отчетный период Северо-Осетинским УФАС России было возбужденно и рассмотрено 2 дела по факту нарушения статьи 20.25 КоАП.

 

 

Контроль в сфере  закупок (Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

(далее – Закон о контрактной системе)

за истекший период 4-го квартала 2018 года

 

 Работа территориального органа по рассмотрению жалоб

участников закупок

 

         За истекший период 4-го квартала 2018 года в  Северо-Осетинское УФАС России поступило 53 жалобы  на действия заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, а также конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, в том числе 21 жалоба подана на действия при проведении закупок для федеральных нужд, 29 – при проведении закупок для нужд Республики Северная Осетия-Алания, 3 жалобы -  при проведении закупок для муниципальных нужд.

                   В результате рассмотрения по существу обоснованными признано 23  жалобы, то есть 43 % поступивших в указанном  периоде жалоб, выявлено 50 нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

         По результатам рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок заказчикам выдано 17 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок,  которые исполнены в установленный срок.

         К основным видам нарушений, выявленных в 4-ом квартале 2018 года по итогам рассмотрения жалоб, как и  раньше относятся:

         - нарушения в части размещения информации в единой информационной системе;

         - описание объекта закупки с нарушением требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок;

- нарушение порядка отбора участников закупки;

- установление  требования к услугам, которые повлекли за собой ограничение количества участников закупки, и т.д.

Так,  13 ноября 2018 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО «Перспектива» на действия государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения «Дирекция по выполнению природоохранных программ и экологического образования» (далее – ГБУ «ДпВППиЭО», Заказчик) при осуществлении закупки на выполнение работ по расчистке русла реки Урсдон в районе Кора-Урсдонского сельского поселения Дигорского района РСО-Алания (электронный аукцион №0310200000318002810) (далее - Аукцион).

Рассмотрев указанную жалобу, Комиссией Северо-Осетинского УФАС России был выявлен целый ряд нарушений в действиях заказчика при проведении Аукциона.

Так:

1) Из части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе следует, что документация об электронном аукционе, помимо прочего, должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении электронного аукциона.

Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, поимо прочего, должно содержать информацию о месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.

Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Однако, в нарушение части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе проект государственного контракта, являющийся неотъемлемой частью Аукционной документации не содержит информацию о месте выполнения работ, являющихся предметом Аукциона.

2) Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требований к участникам закупки. При этом, в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, проект контракта является неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.

Однако, в нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, в пункте 5.4.17 проекта государственного контракта Заказчиком установлено требование о том, что подрядчик обязан предоставлять информацию обо всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта. Указанная информация предоставляется Заказчику подрядчиком в течение десяти дней с момента заключения им договора с субподрядчиком.

Указанное требование не предусмотрено частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

3) Согласно подпункту «б» пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Однако, в нарушение части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в ТЗ Заказчиком установлено требование о том, что участник закупки представляет в любой удобной форме, информацию о конкретных показателях товара (материала), используемого при выполнении работ, оказании услуг, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме и подлежащих проверке заказчиком при приемке товара, выполненных работ, оказанных услуг, а также сведения о товарном знаке (его словесном обозначении) (при наличии), знаке обслуживания (при наличии), фирменном наименовании (при наличии), патенте (при наличии), полезных моделях (при наличии), промышленных образцах (при наличии), наименовании страны происхождения товара.

То есть, в нарушение части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе Заказчиком в ТЗ установлено требование о предоставлении документов и информации, предоставление которых не предусмотрено частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

В связи с выявлением вышеуказанных нарушений, жалоба была признана обоснованной, а заказчику выдано предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, а именно об отмене итогов проведения Аукциона, внесении изменений в Аукционную документацию, возвращении уже поданных заявок на участие в Аукционе и установлении нового срока подачи заявок на участие в Аукционе. Указанное предписание в настоящее время находится на стадии исполнения.

 

Работа по осуществлению проверочных мероприятий

 

За истекший период 4-го квартала  2018 года  Северо-Осетинское УФАС России провело  10 внеплановых проверок осуществления  закупок, было проверено 35  закупок, выявлено 15 нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, выдано одно предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, которое исполнено в установленный срок.

Так, по  обращению Следственного управления МВД по Кабардино-Балкарской Республике Северо-Осетинское УФАС России  провело внеплановую камеральную проверку проведения Администрацией местного самоуправления г.Владикавказ (далее – Администрация, Заказчик) и Управлением РСО–Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее –Управление РСО-Алания) электронного аукциона №0310200000316000959 на оказание услуг по расширению и техническому сопровождению защищенной сети VipNet 3426 (далее - Аукцион).

В ходе проведения проверки было установлено, что:

1) 27 июня 2016 года между Администрацией местного самоуправления г.Владикавказ (далее – Администрация, Заказчик) и ООО «С», по результатам проведения  электронного аукциона №0310200000316000959 заключен муниципальный контракт №0310200000316000959_119370 на оказание услуг по расширению и техническому сопровождению защищенной сети VipNet 3426 (далее - Контракт).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе,  документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. 

Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что  документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе,  при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе  о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Подпунктом 1 пункта 5.1 Раздела 5 Аукционной документации установлено, что «необходимо наличие у участника закупки действующей на протяжении действия контракта с Заказчиком лицензии ФСБ Российской Федерации на деятельность по  распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) или вместо лицензии ФСБ, указанной выше, все следующие действующие лицензии ФСБ РФ:

на монтаж, установку (инсталляцию), наладку шифровальных (криптографических) средств;

на монтаж, установку (инсталляцию), наладку средств изготовления ключевых документов;

на ремонт шифровальных (криптографических) средств;

на ремонт, сервисное обслуживание средств изготовления ключевых документов;

на работы по обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, предусмотренные технической и эксплуатационной документацией на эти средства (за исключением случая, если указанные работы проводятся для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

на передачу шифровальных (криптографических) средств;

на передачу средств изготовления ключевых документов;

на предоставление услуг по шифрованию информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств в интересах юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, предусмотренные пунктами 12, 15, 16, 19, 20, 21, 24, 25 Перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность в отношении шифровальных (криптографических) средств, являющегося приложением к Положению, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 №313».

Кроме того, согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.

В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 16.04.2012г. №313 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" указанные Заказчиком в Техническом задании Аукционной документации виды услуг подлежат обязательному лицензированию.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе,  вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В составе заявки ООО «С», кроме прочего, были приложены:

А) лицензии УФСБ по КБР – ЛЗ №0006811 от 30.06.2010г., ЛЗ №0006812 от 30.06.2010г., ЛЗ №0006813 от 30.06.2010г., срок действия которых истекал 30.06.2015г.;

Б) информационное письмо от 30.05.2016г., из которого следует, что в соответствии с п.4 ст. 9 Закона о лицензировании лицензии:

- на деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств;

-на деятельность по техобслуживанию шифровальных и криптографических средств;

- на деятельность по предоставлению услуг в области шифровальной информации,

являются бессрочными.

То есть, ООО «С» ввело в заблуждение членов Единой комиссии уполномоченного органа – Управления РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее – Единая комиссия Управления РСО-Алания), поскольку согласно части 4 статьи 22 Закона о лицензировании, предоставленные до дня вступления в силу Закона о лицензировании лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 Закона о лицензировании, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. И только переоформленные лицензии действуют бессрочно.

В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе,  аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе,  заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

- непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе;

- несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Таким образом, Единая комиссия Управления РСО-Алания, признав заявку ООО «С» соответствующей требованиям Аукционной документации и Закона о контрактной системе,  нарушила  порядок отбора участников Аукциона, установленный  частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.

2)  Согласно части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

Однако, в нарушение части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе должностным лицом Администрации вышеуказанный Контракт по результатам определения поставщика (исполнителя) заключен с нарушением объявленных условий определения поставщика (исполнителя), а именно с нарушением требований, предъявляемых к участникам электронного аукциона, с лицом, не имеющим соответствующую лицензию на право выполнения работ, являвшихся предметом Аукциона.

 

 

 Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков

 

         За истекший период 4-го квартала  2018  года в Северо-Осетинское УФАС России   поступало 3 обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), в том числе 2 обращения о включение сведений в реестр в связи с уклонением победителей закупок от заключения контрактов и одно обращение в связи  с односторонним расторжением заказчиком государственного  контракта, По итогам рассмотрения указанных обращений одно обращение удовлетворено и сведения об исполнителе включены в реестр недобросовестных поставщиков,  2 обращения не удовлетворены и  заявителям отказано во включении сведений о поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков, выявлен один факт нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, выдано одно предписание об устранении нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, которое исполнено в установленный срок.

 

 Практика по выявлению административных правонарушений и привлечения к административной ответственности

 

         За 2 месяца 4-го квартала  2018 года Северо-Осетинским УФАС России возбуждено 26  дел об административных  правонарушениях в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, в том числе 3 дела по статье 7.29 КоАП РФ, 18 дел – по статье 7.30 КоАП РФ, 3  дела - по статье 7.31 КоАП РФ, 2 дела - по статье 7.32 КоАП РФ. По итогам рассмотрения указанных дел  выдано 24  постановления  о наложении административных наказаний в виде штрафов на общую сумму 352 тыс. руб.

Всего за истекший период  2018 года  Северо-Осетинским УФАС России взыскано в федеральный бюджет штрафов по нарушениям в сфере закупок  на общую сумму 1396  тыс. руб.

         Так же как и в предыдущем периоде, наибольшее количество постановлений о наложении штрафов – 69 %,  выдано по  статье 7.30 КоАП РФ, то есть за   нарушения  порядка проведения закупок.

 

 

Соблюдение  требований законодательства

Российской Федерации при организации и проведении торгов,

заключении договоров по результатам торгов или в случае,

если торги, проведение которых является обязательным

в соответствии с законодательством Российской Федерации,

признаны несостоявшимися (статья 18.1 Закона о защите конкуренции)

 

         В истекшем периоде  4-го квартала 2018 года в Северо-Осетинское УФАС России было подано 3 жалобы  в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в том числе 2 жалобы  (67 %) – при проведении торгов на право  установки рекламных конструкций, 1 жалоба – при проведении торгов по Федеральному закону №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

         Из вышеуказанных жалоб 2 признаны частично обоснованными, 1 - обоснованной,  по итогам рассмотрения жалоб выдано 2 предписания об устранении порядка организации и проведения торгов, которые в настоящее время находятся на стадии исполнения.

         Так, 09 ноября  2018 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба  ООО «Н» (далее – Заявитель)  на действия организатора торгов –при  проведении  открытого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности.

         В ходе рассмотрения указанной жалобы было установлено, что решением Собрания представителей утверждено Положение о порядке установки рекламных конструкций на территории муниципального образования.

Конкурсная документация установила оценку участников конкурса по критерию «Предложения по благоустройству территории, прилегающей к рекламной конструкции, однако качественные характеристики предложения  участника , подлежащие оценке по данному показателю, установлены не были.  

В связи с чем, невозможно установить по каким качественным характеристикам Заказчик будет определять наиболее лучшие условия исполнения договора и как участнику торгов   сформулировать предложение для участия в Конкурсе.

В связи с вышеизложенным организатору торгов – Управлению архитектуры и градостроительства АМС г.Владикавказа выдано предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения торгов, для чего последнему предписано отменить итоги проведения Торгов, вернуть уже поданные заявки на участие в Конкурсе, внести изменения в Конкурсную документацию и продлить сроки подачи заявок на участие в Конкурсе.

В настоящее время указанное предписание находится на стадии исполнения.

 

 

Наверх